/Программисты

Программисты

Программисты /
Devs
01.06.2020 10590   Комментарии (68)

Сериал,
США,
2020,
54 мин., 1 сезон, 8 серий

8,0
Рейтинг IMDB: 7,8
Рейтинг Экслера: 8,0

Режиссер:

Алекс Гарленд

В ролях:

Соноя Мидзуно, Ник Офферман, Чин Ха, Кэйли Спэни, Стивен Хендерсон, Элисон Пилл, Амайя Мидзуно-Андре, Зак Гренье, Джефферсон Холл, Карл Глусман

Завораживающее и визуально чарующее программирование  детерминированности. Знать бы еще, что это за зверь такой…
Научный отзыв кота Бублика

Пожалуй, не пойду я теперь в программисты.
Нелегкое решение кота Бублика

А ведь, пожалуй, я качусь по трамвайным рельсам и вряд ли обладаю свободой воли.
Заметил кот Бублик и закручинился

Я бы сказал, что это — новый Линч, однако это старый Гарленд.
Попытка кота Бублика поумничать

Десятки роботизированных женоподобных существ (несколько второстепенных мужчин прилагаются) разгуливают в квадратных брюках, затянутых на груди, и каких-то искривляющих пространство-время футболках-майках-свитерах.
ShepAlive

Лили Чен (Соноя Мидзуно) вместе со своим бойфрендом Сергеем Поляковым (Карл Глусман) работает в корпорации "Амайя", занимающейся технологическими компьютерными разработками. У Сергея — важный день: он представляет главе "Амайи" Форесту (Ник Офферман) и его ближайшей помощнице Кейти (Элисон Пилл) разработку своего отдела: программу, способную в течение 30 секунд в точности предсказать все движения простейшего организма, ленточного червя. 

На Фореста эта демонстрация производит большое впечатление, и он предлагает Сергею присоединиться к засекреченному и легендарному отделу корпорации, который называется "Разрабы".

Сергей в восторге от этого предложения, и Лили очень рада за него, однако после первого рабочего дня Сергея в "Разрабах", он не вернулся домой, а когда Лили попыталась выяснить, что с ним случилось, руководство компании ей показало ролик, в котором Сергей на территории компании вышел на площадь, облил себя бензином и поджег. 

Лили не верит в то, что Сергей мог это сделать, поэтому пытается докопаться до истины. В процессе выяснения этого она столкнется со зловещим главой отдела безопасности "Амайи" Кентоном (Зак Гренье), привлечет на свою сторону своего бывшего бойфренда — хакера Джейми (Чин Ха) и выяснит, чем, вообще говоря, занимаются разрабы. 

***

Когда я узнал, что Алекс Гарленд снял мини-сериал (это именно мини-сериал, в нем один сезон и 8 эпизодов по 54 минуты), то понял, что обязательно буду его смотреть. 

Алекс Гарленд — человек очень незаурядный. Он начинал фактически как блогер-путешественник: Гарленд странствовал с рюкзачком по странам Юго-Восточной Азии, записывал свои впечатления, а потом из всего этого сделал повесть "Пляж" — о таких же бродягах, как он. Критика эту повесть уничтожила в прах — фактически это были просто дорожные записи, объединенные немудреной сюжетной канвой, однако выяснилось, что Гарленд, несмотря на полное непонимание того, как должно строиться литературное произведение, с определенной аудиторией говорил языком, понятной этой аудитории, так что через непродолжительное время повесть стала культовой и издательство сделало аж двадцать пять допечаток тиража.

После этого издательство с Алексом заключило контракт на его следующее произведение и даже заплатило семизначную сумму гонорара, но у Гарленда следующая повесть не пошла совсем, так что он вернул гонорар и завязал с писательством. 

Зато он стал сценаристом. После того, как по его "Пляжу" Дэнни Бойл поставил фильм с Леонардо ДиКаприо, Гарленда страшно увлекла атмосфера съемки картины. Он написал еще сценарий для совершенно провалившегося фильма "Тессеракт", также он написал сценарий для еще одного фильма Дэнни Бойла "Пекло", который в прокате провалился с диким треском. (Замечу, что сценарий "Пекла" был, прямо скажем, совсем "не фонтан", но я сужу по фильму, а кто его знает, что там было в оригинальном сценарии…)

После этого Алекс решил начать самолично ставить фильмы по своим сценариям. И первым его фильмом стал "Ex Machina", который наши идиоты-дистрибуторы, которые не удосужились погуглить более чем распространенное понятие на латыни "Deus ex machina" ("Бог из машины", означающее "чудесное спасение"), назвали "Из машины". Фильм получился хотя и простой чисто технически, но очень умный и захватывающий, к тому же там были прекрасные актерские работы Оскара Айзека, Алисии Викандер и Донала Глисона. Мне эта картина очень понравилась.

После этого Гарленд снял "Аннигиляцию" — очень неглупую и буквально завораживающую фантастику с более чем интересными визуальными постановочными решениями, которые вызывали в памяти и зону Тарковского, и враждебный океан из "Соляриса" Лема.

Я немало читал о том, как Алекс Гарленд делал эти фильмы, и как он сражался с продюсерами, требующими перемонтировать картины под вкусы попкорножующей публики — мол, у тебя получается слишком сложно, публика на такое не пойдет попкорн жевать. Но Гарленд не прогнулся, за что наше ему уважение, ничего перемонтировать не стал, а кассовые результаты показали, что публика не такая тупая, как это представляется голливудским продюсерам.

И вот теперь — целый мини-сериал, а точнее — восьмисерийный фильм, потому что сериалом это назвать как-то сложно.

Оригинальное название "Devs" — это сокращение от Developers, разработчики. Так что "Разрабы" было бы самым точным переводом на русский. Однако на "Кинопоиске" сериал зачем-то обозвали "Программистами", и мне приходится публиковать рецензию под этим названием, чтобы народ не путался. 

"Разрабы" — сериал многослойный, многоплановый и разножанровый. Начинается он как остросюжетный детектив — Лили Чен пытается выяснить, что произошло с ее парнем Сергеем, а также — кто такой вообще был Сергей, ведь оказалось, что она о нем знала далеко не все. В этом во всем завязаны какие-то русские (ну как же, в самом деле, без русских) и глава отдела безопасности Кентон, бывший спецслужбист. В процессе расследования детектив постепенно превращается в драму. 

Вторая часть сериала — непосредственно отдел разработчиков и люди, которые там работают. Руководит работой отдела правая рука Фореста — Кейти, среди всей группы разработчиков заметно выделяются только пожилой Стэнтон (Стивен Хендерсон) и подросток Линдон (Кэйли Спэни). Зрителям очень постепенно рассказывают, чем же они там таким занимаются и какую систему создают. 

Ну и ближе к концу две разных линии встречаются: Лили, более или менее поняв, что происходит в отделе "Разрабов", приходит туда, и там будет некий катарсис, который к чему-то приведет. Или не приведет. 

Визуально это все снято чрезвычайно впечатляюще. Гарленд — отличный визуализатор: в "Из машины" это проявлялось в видах из особняка миллионера, стоящего в густом лесу, в интерьерах особняка и в этом роботе Аве, который выглядел как робот, а вел себя, как человек.

В "Аннигиляции" зрительные образы играли заметно более существенную роль, и режиссер там придумал для этой инопланетной Зоны несколько очень интересных и одновременно пугающих визуальных решений. 

Здесь в "Разрабах" с визуальной точки зрения Алекс Гарленд перешел на совершенно новую ступень. Потому что кроме достаточно захватывающего повествования, здесь очень интересная и невероятно красивая работа с картинкой. Завораживающее строение "Разрабов", постоянная игра света на лицах самих разработчиков и Кейти с Форестом, бескрайние городские пейзажи калифорнийских городов, шокирующая гигантская статуя трагически погибшей дочери Фореста, возвышающаяся над лесами, окружающими территорию компании — ну просто сплошной пир для глаз. Добавьте к этому очень искусно и необычно подобранное музыкальное сопровождение, которое заметно усиливает впечатление… В общем, можно сказать, что по уровню визуального воздействия для меня это — один из самых впечатляющих сериалов!

Но здесь, конечно же, играет далеко не только сама картинка. История расследования Лили — и захватывающая, и остросюжетная. Китаянку Лили играет японка Соноя Мидзуно — американцев никогда не волновали подобные тонкости. Причем там в одном из эпизодов показывают Лили в юности, и вот там ее играет китаянка. 

Игру Сонои Мидзуно некоторые зрители критиковали: писали, что она слабая актриса, совершенно безэмоциональная, и что вообще непонятно, зачем ее взяли на одну из главных ролей. Я с этим не согласен совершенно! Мне очень понравилась, как актриса сыграла эту роль. Лили — изящная и хрупкая женщина, однако она обладает несгибаемым характером и не боится противостоять очень сильным и опасным людям, таким как Кентон. Также она противостоит Форесту, хотя знает, насколько тот могущественный человек. Да, она малоэмоциональная, однако ей приходится пройти через несколько очень серьезных эмоциональных и физических потрясений, и Соноя Мидзуно, на мой взгляд, это все показала очень достоверно и реалистично. 

Кстати, что интересно, Амайю, погибшую дочку Фореста, сыграла племянница Сонои Мидзуно, которую зовут Амайя Мидзуно-Андре. Похоже, что родители юной актрисы — совершенно несуеверные, ну, оно и правильно. 

Фореста сыграл Ник Офферман. Я его до этого видел только в небольших эпизодических ролях, также хорошо его помню в роли забавного начальника Рона Суонсона в сериале "Парки и зоны отдыха". Я еще тогда, смотря сериал, подумал, что вот этот тяжелый и слегка безумный взгляд Оффермана можно использовать намного интереснее, чем для роли в ситкоме. 

Видимо, это же хорошо понимал и Алекс Гарленд, потому что приглашение Ника на роль Фореста — стопроцентное попадание! Персонаж получился мощный, оригинальный и несколько пугающий. В сериале Форест пережил страшную трагедию — потерю горячо любимых жены и маленькой дочки, — об этом рассказывают практически с самого начала. Он слегка безумен, разработку контролирует железной рукой и ведет ее к цели, понятной только ему и ближайшей помощнице. Фигура трагичная, пугающая и одновременно вызывающая сочувствие — он ведь вовсе не злодей. 

Помощница Кейти в исполнении Элисон Пилл — под стать своему боссу: невозмутимая, загадочная, обладающая несколько отталкивающей внешностью (гримеры постарались). Тоже персонаж очень интересный. 

Ну и среди разрабов нам кроме Кейти толком показали только две ярких фигуры — Стэнтона и Линдона. Стэнтон — пожилой, грузный, много всего понявший в этой жизни, здесь чаще выступает в роли Критика — настолько, насколько возможно выступать в этой роли под давящим взглядом Фореста. Стивен Хендерсон отлично сыграл Стэнтона, очень понравился. 

Юного парнишку Линдона — эдакого компьютерного гения, — почему-то сыграла девушка, актриса Кэйли Спэни. А я-то во время просмотра все думал, почему в Линдоне периодически вылезают какие-то девчачьи нотки, а, оказывается, вон оно что! Зачем это было сделано — не знаю. Кэйли эту роль сыграла хорошо и по-мальчишески материлась совершенно упоенно, но с этим персонажем больше играл сам сюжет. 

Вот как она выглядит на самом деле. 

Ну и из ролей еще очень интересен Кентон, которого изобразил Зак Гренье. Кентон внешне вроде бы не обладает какими-то выдающимися физическими данными, однако Гренье отлично показал, насколько Кентон в действительности опасен. Сцена, в которой Кентон беседует с хакером Джейми, сделана очень сильно. 

Так, и что, можете спросить вы, в сериале вот так прям все очень хорошо и тебе все понравилось прямо-таки безусловно? Нет, не все вот так прям хорошо — с точки зрения логики развития сюжета. Но Гарленд — он такой. Он не любит все разжевывать для зрителей, он всегда оставляет какое-то пространство для зрительских интерпретаций. Однако с моей точки зрения с того момента, как они начали объяснять, чем же таким вообще занимаются разрабы и до того, чем же все в конце концов закончилось, все как-то слегка покатилось под откос в сторону полной несуразицы. Да, понятно, что в таких фильмах многие слова приходится принимать на веру, однако здесь даже в парадигме ими же сконструированного мира, некоторые вещи не прокатывали совсем. 

Разумеется, больше по этому поводу я здесь ничего не скажу, чтобы не портить впечатление тем, кто сериал еще не смотрел, поэтому, как обычно, поговорим о том, что мне не понравилось в сюжете — под рецензией с тэгом "спойлер". 

Впрочем, оно понятно, что к сюжету фантастического сериала у некоторых зрителей в любом случае могут появиться всякого рода претензии, особенно у таких двух придирчивых негодяев, как мы с котом Бубликом. 

Но в общем и целом — сериал отличный, я его посмотрел с большим удовольствием: увлекательно, захватывающе, визуально — просто шедеврально, отлично сыграно и замечательно поставлено. Алекс Гарленд, как обычно, не разочаровывает!

P.S. Ну а теперь поговорим о некоторых сюжетных ходах сериала для тех, кто его уже посмотрел. 

С точки зрения всей это истории о том, как Лили расследует дело — у меня не было никаких вопросов. Вопросы были к тому, чем занимаются разрабы. Точнее, к тому, как объяснялось то, чем занимались разрабы и чем это все в конце концов, причем несколько неожиданно для меня, закончилось. 

Итак. Разрабы моделировали некую систему на квантовых компьютерах. Русский шпион Сергей в первый же свой рабочий день в "Разрабах" несколько минут всматривался в код на экране, после чего сказал, что "Это меняет все", побежал в туалет блевать, затем вернулся и стал фотографировать код на ручные часы, чтобы передать это русским. 

Далее нам показали, что с помощью создаваемой системы можно получать видеоизображение из прошлого. Без звука и крайне плохого качества — фактически это расплывчатые силуэты, — однако разрабы все-таки сели смотреть, как Мэрилин Монро занимается любовью со своим очередным мужем, драматургом Артуром Миллером. Это был хороший момент, очень жизненный, причем говорю это без тени иронии: если бы у меня была подобная система, то я первым делом бы пошел смотреть, как Мэрилин Монро занимается любовью, и только после этого отправился наблюдать, как трахаются динозавры — это тоже должно быть очень увлекательно. 

Все начало портиться после эпизода, когда Лили с Джейми пришли в дом Фореста, где также присутствовала Кейти — она любовница Фореста. Джейми и Форест вышли на улицу, а Кейти стала объяснять Лили, как работает система на… примере обычной ручки, лежащей на столе. (Ее до этого несколько раз показывали, как чеховское ружье.) Так вот, сказала Кейти, если мы знаем, из какого материала сделана эта ручка, и знаем, какое к ней приложено усилие, — тут Кейти толкнула ручку по столу, — то мы можем в точности вычислить, где эта ручка окажется после того, как ее толкнули. 

Ну, с нетерпением тут сказали мы с котом Бубликом, и что?

Так вот, продолжила Кейти. Точно таким же образом мы научились вычислять, что происходило на нашей Земле в прошлом и даже можем вычислить то, что будет в будущем. 

Тут мы с Бубликом икнули. Сначала один раз. Потом много-много раз. То есть они на этих квантовых компьютерах просто вычисляли всю историю развития Земли, включая мельчайшие микроорганизмы, а также могут еще и экстраполировать на будущее? 

Но это же, извините, АБСЮРД, как говаривал папа Фи!

В сериале четко показано, что Сергей, работая в одном из подразделений "Амайи", научился прогнозировать движения простейшего организма максимум на тридцать секунд вперед. И от этого Форест пришел в восторг и взял Сергея в разрабы. А тут, оказывается, разрабы уже аж до Иисуса Христа допрограммировались, которого они узрили на кресте, во веки веков, аминь! Правда, со звуком там было все хреново, да и с видео, скажем честно, все было тоже очень не фонтан. Но какой-то Христос там типа все-таки был.

После этого в какой-то момент стали объяснять подход разрабов. И тут главный термин был — детерминированность, то есть предопределенность. При этом, кстати, Гарленд использовал всякие реальные и довольно интересные модели, экстраполировав их из концептуальных до прямо-таки всепланетарных.  

Главная цель Фореста — каким-то образом воскресить дочь и жену. Понятно, что физически воскресить их невозможно, но Форест надеется воскресить их в какой-то цифровой форме и в какой-то цифровой форме с ними воссоединиться, причем о цели заявляется задолго до конца сериала, а вот как это вообще будет реализовано — непонятно совершенно.

Форест является приверженцем детерминированной теории Бройля-Бома (замечу, что эта теория "волны-пилота" была разработана в качестве одной из интерпретаций теории Юнга), которая в сериале из узкоспециальной квантовой теории приобретает глобальный масштаб: разрабы, по настоянию Фореста, используют систему прогнозирования, основанную на ультрамассивных данных, доходящих до субатомного уровня, при этом базируются на полностью детерминированной интерпретации теории Бройля-Бома, по которой, по сериалу, вся наша жизнь — предопределена и идет по незыблимым рельсам, где невозможны шаги влево и шаги вправо. 

Более того, следуя этой теории, все предопределено не только в прошлом на миллионы лет назад, потому что оно уже состоялось, и мы уже можем посмотреть, как трахались динозавры (вы извините, что я на вас вываливаю столько научных данных, но я потратил две ночи на то, чтобы выяснить, что это все, вообще говоря, означает), но и можем вычислить будущее, потому что оно — уже предопределено и уже, считай, состоялось, раз рельсы уже проложены! И действительно: поезд, идущий через Жмеринку в Бердичев, в будущем где остановится? Разумеется, в Виннице. Может ли он даже в будущем остановиться в Тернополе? Ан хрен там, он же на рельсах, у него есть расписание! 

У всех нас тоже есть расписание, считает Форест. (Замечу, что теория Бройля-Бома это вообще никак не утверждает: повторюсь, это узкоспециальная квантовая теория.) Мы все — на рельсах. Поэтому разрабы вычислили прошлое и даже будущее, но если прошлое они вычислили на миллионы лет назад, так что нам даже показывают семейку пещерных людей, а вот будущее — хрен там, только на сорок восемь часов вперед. Как так? Почему на сорок восемь часов? Если ваши компьютеры используют систему прогнозирования, основанную на ультрамассивных данных, доходящих до субатомного уровня, то какие, на фиг, сорок восемь часов? Почему не хотя бы десять тысяч лет?!!

Нет, всего сорок восемь часов. А знаете, почему сорок восемь часов? Потому что Лили, вот зараза, вдруг использовала фактор свободной воли, который теорией Фореста начисто отвергался. Взяла да и выбросила пистолет, нарушив стройную теорию. Недаром она — Лилит, первая жена Адама, совершившая Непослушание! Проявила фактор свободной воли — и все, кабзда стройной системе! На миллионы лет назад сработало, на двое суток вперед — хрен там! Какая-то чертова Лили порушила миллионы лет стройной теории!

Здесь, на самом деле, есть несколько библейских ассоциаций. Сергей — это Иуда, пришедший в "Амайю" предать… нет, не Христа, а Бога, который, конечно же, Deus, а не Devs (именно поэтому дано такое название и только в последнем эпизоде Форест объясняет, что это не Разрабы, а Бог). Лилит — ослушалась Божьей воли и, грубо говоря, вроде как пыталась поломать всю игрушку, но хорошо что старый воин Стюарт (он типа архангела Гавриила) был на посту и игрушку все-таки доломали так, как надо. 

С Линдоном, молодым гением-разработчиком, здесь тоже была интересная история. Линдон занимался вычислением звуковых волн. С ними, по теории Бройля-Бома, была полная задница: ни черта не вычислялось, один цветной шум, искаженный другими цветными шумами. Тогда Линдон, которому сказали строго следовать в фарватере теории Бройля-Бома, впал в Ересь и использовал теорию Эверетта — другой интерпретации квантовой механики, которая предполагает существование эдаких "параллельных вселенных", в каждой из которых действуют вроде как одни и те же законы природы, но эти вселенные находятся в различных состояниях. То есть вроде как тоже принцип детерминирования, но размноженный на различные параллельные вселенные. 

И это, надо сказать, живительным образом повлияло на результаты! Линдон взял, да и получил подлинную речь Иисуса Христа, находящегося на кресте, на арамейской языке. (До этого подобное получилось только у Мэла Гибсона.) Но увы — Форест этого не оценил! Да черт его знает, из какой вселенной этот Иисус Христос, сказал Форест, да и Иисус Христос ли он?!! Может, он вообще не Иисус, а какой-то Мойша Мишковитц? Как ты можешь, сурово спрашивает Форест, усомниться в святой теории Бройля-Бома и пустить разработку по воле зловредных теорий Эверетта?!! 

Линдона немедленно увольняют — правда, благородно, выплатив ему 10 миллионов долларов, но предупредив, что если будет болтать, то его убьют, как Иуду Сергея.

Линдон сначала пытается склонить Стэнтона поднять бунт против Фореста, который явно безумен, да еще и находится в шорах одновселенной теории, потом приходит к Кейти с просьбой вернуть его в разрабы, ну и чем это закончилось — вы знаете: эффектной картинкой, мимо которой Алекс Гарленд пройти не мог. 

При этом все заканчивается тем, что разрабы под воздействием результатов Линдона используют теорию Эверетта, после чего на основе множественных вселенных выстраивают ту систему, которую от них хотел получить Форест. Спрашивается — Форест-то за что боролся?

Мы с женой, после просмотра сериала, некоторое время обсуждали, почему Линдон вдруг решил вернуться, причем после такой унизительной отставки, последовавшей после его блестящего прорыва? Я предположил, что просто для Линдона участие в "Разрабах" было самым важным из того, что с ним происходило, поэтому он и хотел все это вернуть. А Кейти еще изуитски предложила Линдону доказать веру в многомерность вселенной. И было понятно, чем это все закончится, причем тут совершенно без разницы: Линдон сам упал или его толкнула Кейти — он все равно был обречен, скрипач, как известно, не нужен, даже если он и сыграл главную партию.  

Ну и финал. Форест и Лили умерли. И возродились внутри системы в одной из вселенных, где все хорошо, где Сергей жив (впрочем, он ей теперь ни на фиг не сдался, шпион проклятый), где жена и дочка Фореста живы, и тут главное — чтобы уборщица случайно не отключила компьютер, потому что тогда им всем настанет Всемирный Тип-Топ. 

А я стесняюсь спросить, а что значит — они переселились внутрь системы? Нет, ну ладно — их квантовые компьютеры просчитывают всю миллионнолетнюю историю Земли, хотя для этого потребуется компьютер размером эдак примерно со всю Вселенную, да еще и непонятно, откуда они возьмут все параметры для вычислений. Ну, допустим. А что значит — они переселились внутрь системы? Их раствором каким-то кольнули или "загрузили проекцию их мозга"? Никак не объясняется. Потому что это даже в выстроенной модели — бредятина полнейшая. 

Остается просто принять этот величественный финал как должное и смириться с тем, что Форест, во время разговора с духовно чуждой ему Лилит, которая совершила Первородный грех, ослушалась Божества и вообще пыталась Фореста убить, — ровно семь раз отечески и ласково взял Лилит за плечи, наставляя ее на путь истинный. Это было очень трогательно. 

А вы как можете объяснить вот это все? Только просьба — в комментариях явные спойлеры закрывайте тэгами "спойлер", там в форме комментариев есть специальная кнопка. 

loading...