/Сквозь снег

Сквозь снег

Сквозь снег /
Snowpiercer
10.07.2020 32858   Комментарии (258)

Фантастический боевик,
Южная Корея-Чехия,
2013,
126 мин.

6,6
Рейтинг IMDB: 7,1
Рейтинг Кинопоиск: 6,8
Рейтинг Экслера: 6,6

Режиссер:

Пон Джун-хо

В ролях:

Крис Эванс, Сон Кан-хо, Тильда Суинтон, Джейми Белл, Октавия Спенсер, Юэн Бремнер, Элисон Пилл, Ко А-сон, Эд Харрис, Джон Херт, Влад Иванов

Бюджет: $39 млн, 
Сборы по миру: 
$87 млн

Это же надо было так испохабить совершенно диким финалом такой крутой боевик.
Удивление кота Бублика

Себя от холода страхуя, купил доху я на меху я.
Но с той дохой дал маху я: доха не греет абcолютно!
Краткое содержание фильма от кота Бублика
 
Тут-то и начинает казаться, что отказ российских прокатчиков, уже было купивших права на картину, выпускать ее на экраны (сегодня у нее нет российского дистрибьютора) — не осмотрительность нормальных бизнесменов, а чей-то политический заговор. Ведь более точного фильма о событиях, происходящих в сегодняшней РФ, попросту не существует. Хотя, если верить Пону Чжун Хо, лишняя рефлексия приносит только вред: бери в руку топор, в другую — факел, и вперед. Когда-нибудь же он должен кончиться, этот проклятый поезд.
Кинокритик Антон Долин 
 
Но корейскому постановщику явно не хватает западной ментальности, чтобы насытить чисто гиньольную интерпретацию революционной борьбы предполагающимся юмором, замешенным на эксцентрическом фарсе. А неумение работать с актёрами-европейцами, что типично для большинства азиатских постановщиков, только усиливает эффект тотальной упрощённости действия до уровня обычной «стрелялки-бродилки», где у революционеров даже нет лозунгов на устах.
Outcaster 

Земля, наше время. Споры о глобальном потеплении не прекращаются, прогуливающие школу подростки бьют ботинком по столу в ООН и требуют от взрослых вернуть их украденное детство, ну и правительства большинства стран изыскивают способы что-то сделать с глобальным потеплением, а также выяснить, оно вообще существует или нет. 

Тем временем ученые и прекрасные академики создали искусственное охлаждающее вещество под названием CW7, которое, по их мнению, поможет снизить среднюю температуру по больнице на планете до приемлемого уровня. 

Ученые не могут ошибаться, решают правительства 79 стран, после чего в этих странах начинают распылять CW7 в верхних слоях атмосферы. Однако что-то пошло не так, расчеты ученых оказались ошибочными, ну и в результате чего температура на Земле опустилась где-то до минус ста градусов, после чего проблема глобального потепления была действительно решена, потому что практически вся жизнь на Земле погибла, так что человек теперь не может вредить природе-матери. 

Однако малюсенькая часть человечества все-таки была сохранена. Человек по имени Уилфорд (Эд Харрис), с детства одержимый поездами, еще до решения проблемы глобального потепления создал поезд с почти закрытой экосистемой, который мчится вокруг земного шара по заранее проложенным рельсам. Единственное, что должно поступать в поезд извне — это питьевая вода, но ее поезд добывает из снега и льда, который он пробивает в процессе поездки. А уж чего-чего теперь хватает в новом мире, так это снега и льда. 

В поезде существуют классовые сословия. Переднюю часть поезда занимают богатые люди, которые за свое место в поезде заплатили хорошие деньги. К их услугам — изысканная еда, алкоголь, развлечения, наркотик Кронол.  

В хвосте поезда — низшая каста, халявщики: люди, которых на поезд взяли без оплаты, и они существуют в жутких условиях, а кормят их только протеиновыми пластинками, причем лучше не знать, из чего их изготавливают. 

В поезде насаждается культ Священного Двигателя, а хранителем Двигателя является мистер Уилфорд. 

Лидером среди низшей касты является некий Кертис (Крис Эванс). Он поставил себе цель поднять восстание, пройти через весь поезд и захватить Священный Двигатель. Революции уже случались в поезде, но их все жестоко подавили, и повстанцам ни разу не удалось добраться до Двигателя.

В хвостовой отсек в протеиновых пластинках время от времени попадают маленькие полые цилиндры с короткими записками. В них содержится информация, помогающая повстанцам. Видимо, в головной части поезда у них есть какой-то сообщник.  

***

Очень нестандартный проект. Постапокалиптический триллер-боевик, сценарий которого базировался на французском комиксе "Le Transperceneige" Жака Лоба и Жана-Марка Рошетта, режиссер из Южной Кореи Пон Джун-хо (да-да, тот самый, позже снявший фильм "Паразиты"), сценарий писал сам режиссер вместе с Келли Мастерсоном, картина поставлена на английском, и в ней сыграли известные американские и британские актеры. 

Снято это все еще в 2013 году (Апокалипсис по фильму произошел в 2014 году, а события в поезде происходят в 2031 году), картина вышла в прокат во многих странах. В России в 2013 году какая-то из дистрибуторских компаний купила права на показ, но "Сквозь снег" в кинотеатрах тогда так и не появился. Однако его в России выпустили на экраны в январе 2020 года — видимо, после успеха "Паразитов".  

Я читал, что сам Харви "Руки-ножницы" Уайнстин был впечатлен этим фильмом и планировал то ли сделать ремейк, то ли приобрести права на оригинальную картину и перемонтировать ее в соответствии со своими собственными представлениями (забегая вперед, скажу, что картина в этом явно очень нуждается), но потом произошло известно что, так что руки-ножницы Уайнстина до картины теперь никогда не доберутся. 

Тем не менее американцы приобрели права и сняли сериал с Дженниффер Коннели, который вышел в этом году. В первом сезоне там десять эпизодов, сериал, судя по рейтингу и немногим отзывам, получился очень так себе, тем не менее в кинобазах пока заявлен второй сезон, но тут совершенно неизвестно, его вообще снимают или нет. 

Но давайте уже поговорим о самом фильме. От начала картины я был просто в восторге. Человечество, борясь с глобальным потеплением, замораживает на хер всю планету, уничтожая жизнь на ней — это же прекрасно, и я почти уверен, что такое вполне может произойти, потому что невероятная глупость и тупость многих представителей жителей Земли, особенно людей во власти, судя по происходящему, увеличивается в геометрической прогрессии. 

Постапокалиптический поезд с почти замкнутой экосистемой, несущийся по закольцованным вокруг Земли рельсам — это тоже было неплохо придумано, хотя и не сказать, что слишком оригинально. 

Сословные различия, Кертис, готовящий Ля Резистанс и советующийся при этом с мудрым старым Гиллиамом (его сыграл Джон Херт), мерзкая тетка-министр Мэйсон (ее сыграла Тильда Суинтон, и об этой роли мы поговорим ниже), восстание и интересная идея прорваться сквозь двери — примерно три четверти фильма были прямо-таки захватывающими. Давненько я не видел такого эффектного и оригинального фантастического боевика, говорили мы с котом Бубликом сами себе. 

Нет, конечно, к определенным сюжетным поворотам возникали всякие вопросы, но было понятно, что здесь никак не обойтись без определенных условностей и упрощений, потому что сам формат — остатки человечества, засунутые в непрерывно мчащийся поезд — он страшно ограниченный. 

Крис Эванс в роли Кертиса — ну, скажем, неплох. По сюжету Кертис постоянно решает вопрос, тварь ли он дрожащая или право имеет. По идее все отверженные его считают лидером, да и старый мудрый Гиллиам называет его лидером, но у Кертиса, похоже, есть какой-то грешок, который его гложет. 

Тильда Суинтон в роли Мэйсон — это что-то совершенно фантастическое! Тильда — прекрасная актриса, но тут роль прямо-таки шедевральная: интересно, она сама придумала такой образ, или же это персонаж, придуманный режиссером? Но в любом случае сыграла Тильда просто великолепно!

У Элисон Пилл из "Разрабов" был чудесный эпизод в вагоне с обучающимися детишками. 

Cпециалиста по безопасности Намгун Мин Су, который помогает повстанцам открывать двери поезда, сыграл Сон Кан-хо (он же позже у этого режиссера сыграл главную роль в "Паразитах"). Сыграл очень хорошо: по сюжету Намгун Мин Су — наркоман, помогает он Кертису за наркотик Кронол, постоянно находится в обдолбанном состоянии, но тем не менее связи с реальностью не теряет. 

Ну и еще из ярких ролей — ближайший помощник Кертиса Эдгар, которого отлично сыграл Джейми Белл, и несчастный отец Эндрю, принимающий активное участие в наступлении — его очень здорово изобразил Юэн Бремнер. 

Жизнь низшей касты показана интересно, адское рубилово в преддверии счастливого Екатерининского моста — снято очень мощно и по-корейски кроваво и натуралистично, молчаливый убийца Франко получился эффектным и неотвратимым (его сыграл румын Влад Иванов), вагоны ближе к голове поезда были сделаны с хорошей выдумкой, и все смотрелось очень увлекательно до того момента, пока Кертис с немногочисленными выжившими повстанцами не дошел до двери с огромной буквой W, за которой скрывается Священный Двигатель и сам Уилфорд, великий и ужасный. 

И вот тут они сами все обосрали испортили! У нас с Бубликом было предположение, что там будет происходить, и первоначально наши предположения оказались верны, но дальше там понеслась такая пурга-метель, что мы как вытаращили глаза в полнейшем недоумении, так и не смогли их втянуть обратно, так что нам пришлось спать с открытыми глазами, а это, скажу я вам, не слишком комфортно. 

Больше, конечно, ничего говорить не буду, о сюжетных залипухах поговорим в конце рецензии под спойлером, однако поверьте мне — это полный дурдом. Так что по-хорошему, нужно дождаться, когда появится дверь, после чего закончить просмотр и развлечь себя придумыванием хоть сколько-нибудь приличной концовки. И даже если она не будет приличной, то все равно это будет значительно лучше, чем финал "Сквозь снег". 

А жаль. Три четверти фильма казалось, что это интересное и захватывающее кино. Но за такие финалы надо просто убивать, вот что я вам скажу!

Тем не менее рейтинг у картины высокий, критика по большой части или благожелательная, или восторгающаяся, фильм получил несколько наград и стал "Лучшим боевиком" 2015 года в кинопремии "Сатурн" — в общем, спрашивается, чего это мы с котом Бубликом бухтим? А мы — да, мы такие. Хотим — и бухтим, вам-то какое дело?

P.S. Ну а теперь под спойлером давайте поговорим о том, что же такого они навертели в финале и почему нас это так возмутило. 

Смотрите. В начале фильма четко показывается, что за бортом поезда — дикий мороз: в одной из сцен руку провинившегося Эндрю на несколько минут выставляют наружу, и она промерзает настолько, что ее можно разбить кувалдой на куски. Насколько я понимаю, там должна быть температура ниже сотни градусов. 

Кто именно обслуживает рельсы, по которым уже 17 лет с огромной скоростью несется поезд, а также куда вообще подевались многие необходимые для жизни сущности —  нам показывают практически весь поезд, и он, как выясняется, состоит из хвоста с низшей кастой, пары технических вагонов, тюрьмы, вагона с обработкой воды, сада с баром, аквариума, ресторана, холодильника с запасами, дискотеки, сауны, джакузи и, собственно, головного вагона со Священным Двигателем — обсуждать мы не будем, это как раз кинематографические условности. 

А вот беседу Кертиса с Уилфордом, в котором раскрываются все карты, обсудим. Мы с Бубликом предполагали, что Уилфорд объяснит Кертису бессмысленность захвата власти: он должен понять, что в этом поезде ничего менять нельзя, и от существующей сословности никуда не деться. Уилфорд это и сделал, предложив Кертису занять свое место. 

Объяснения о том, зачем вообще в поезд пустили эту низшую касту, которую нужно кормить — они были фееричные. Низшая каста должна спариваться, рожать и поставлять детей до пяти лет. (В начале как раз и показывается, как солдаты Уилфорда забирают нескольких детей.) Дети нужны для того, чтобы… ремонтировать Священный Двигатель. Они там внутри двигателя полуголые что-то там делают: оборудование меняют. В работающем двигателе. Места там мало, так что годятся только дети до пяти лет. Ну, вот детишек-то быдло и поставляет, для того его здесь и завели.  

Кроме того, короткие записки с инструкциями для Кертиса с Гиллиамом писал сам Уилфорд. Да-да. Люди же размножаются, а место ограничено. Ну и все, надо как-то избавляться от излишков. Отправить своих солдат просто порубить в капусту соответствующее количество людей низшей касты — нет, такой ход Улфорду в голову не приходит. У него там среди низов заведен своей шпион — только не смейтесь — Гиллиам. Они вообще-то друзья и нередко ведут задушевные разговоры по телефону. Гиллиам Уилфорду с этими записками и подыгрывал. Они с Кертисом должны были поднять восстание, дойти до водяного вагона, перед которым нужное количество повстанцев и положили бы. Но Кертис пошел дальше, поэтому Гиллиама и убили. 

Гениально, да?

Теперь самый конец. Намгун Мин Су предлагает Кертису взорвать дверь, ведущую наружу. Кертис говорит, что тогда все умрут, однако Намгун уверяет, что, по его наблюдениям, там уже не так уж и холодно. Ну, знаете, вроде уровень снега стал меньше, капельки где-то появились. О том, что буквально вчера у Эндрю высунутая наружу рука обледенела настолько, что ее можно было разбить кувалдой — съемочная группа напрочь забыла. 

Намгун взорвал в дверь, поезд потерпел крушение, практически все, находящиеся в нем, погибли. Ну что, смелый шаг, да, умный. В живых осталась только дочка Намгун и пятилетний мальчик. У дочки и у мальчика — шикарные меховые тулупы и зимние сапоги. Дочка взяла тулуп в комнате с наркотиками, где богачи сидели голыми в тулупах (шарман, шарман), откуда она взяла сапоги — науке неизвестно, а откуда мальчик взял тулуп и сапоги — это вообще никому не известно. Но на них смотрит белый медведь. Значит, жизнь идет, так что белому медведю будет что сожрать. Аминь. 

Величественный финал, как я считаю, просто величественный. Был вроде приличный фильм, а в конце превратился в какой-то бредовый трэш. Ну, бывает, чего уж там…

loading...